
07 февраля 2018 года в Управлении Россельхознадзора по Калининградской области состоялось очередное публичное обсуждение результатов правоприменительной практики за 2017 год, обобщение и анализ которой проводится должностными лицами Управления в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушении обязательных требований», приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утверждённой президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам; руководств по соблюдению обязательных требований.
В публичном мероприятии приняли участие: официальный представитель Россельхознадзора, заместитель начальника управления ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях, на транспорте и международного сотрудничества М.В. Цуканов; представитель Департамента правового обеспечения и совершенствования контрольно-надзорной деятельности Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области К.В. Габичев; ветеринарный инспектор Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Калининградской области
С.В. Земляных; Руководитель Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области П.А. Чернышов; начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Калининградской областной таможни Д.С. Дюжечкин; представители Управления Росприроднадзора по Калининградской области, «Областная станция по борьбе с болезнями животных», КРО МЭОО «Зеленый Фронт», ФГБУ «Калининградская МВЛ»; иные представители: администраций муниципальных образований Советского, Светловского, Пионерского городских округов, администрации Озерского, Нестеровского районов; хозяйствующих субъектов. В публичном обсуждении приняли участие корреспонденты ряда средств массовой информации, в том числе телекомпании «Каскад» (Калининград) которому А.А. Ивановым дано отдельное интервью.
В начале мероприятия была продемонстрирована видео-презентация о принципах и целях приоритетной программы реформы контрольной и надзорной деятельности; итогах деятельности Управления.
В своем вступительном слове И.о. Руководителя Управления Россельхознадзора по Калининградской области А.А. Иванов подчеркнул, что публичные мероприятия подобного формата необходимы, надеется, что участники обсуждения получат для себя необходимую полезную информацию, в том числе путем получения ответов на свои вопросы; предоставил слово приглашенным лицам.
В докладе А.А. Иванов отразил, что деятельность Управления строится в соответствии с требованиями действующего законодательства, Россельхознадзора и направлена на достижение поставленных перед исполнительным органом задач. Важно повышение доверия представителей бизнес-сообщества, населения к государству, которые заинтересованы в прямом диалоге, улучшению взаимоотношения властей и предпринимателей. Управление уделяет внимание не только выявлению, но и предупреждению правонарушений, важное значение придается профилактической работе. Управление исходит из того, что проверки должны проводиться с учетом риск-ориентированного подхода, основное внимание должно уделяться тем поднадзорным объектам, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является значительной.
А.А. Иванов напомнил участникам мероприятия, что в целях информирования хозяйствующих субъектов, профилактики и недопущения нарушений законодательства на официальном сайте Управления размещены нормативно - правовые акты, содержащие обязательные требования, а также актуальная информация по вопросам соблюдения требований законодательства в закрепленных сферах деятельности. Привел основную информацию о деятельности контрольно-надзорных отделов Управления, в том числе по вопросам: введения электронной ветеринарной сертификации; ввода в оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения; отбора образцов почвы для выявления снижения плодородия и загрязнения земель сельскохозяйственного назначения; возмещение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды; результатов исследований проб от продукций, выявления фактов фальсификации продукции; извещении о доставке подкарантинной продукции
(полный текст доклада на сайте Управления, ссылка:
http://www.rsn-kld.ru/publichnye-meropriyatiya/publichnye-obsuzhdeniya-za-2017-god/).
Отдельно А.А. Иванов остановился на вопросе дальнейшего распространения вируса АЧС в дикой фауне на территории Калининградской области, регистрации последнего случая в Гурьевском районе. По мнению Управления, данная ситуация стала возможной, в частности, из-за не организации буферной зоны на границе с Польшей, откуда не исключено стало возможным проникновение в область больных вирусом диких кабанов; не снижение численности популяции дикого кабана в области до установленной нормы; допускаемых нарушений установленных требований при разделке туш дикого кабана и утилизации отходов. Управление, исходя из общей ситуации по АЧС среди диких кабанов на территории Российской Федерации, придерживается мнения о необходимости его депопуляции в области до наступления эпизоотического благополучия, с последующим через некоторое время ее восстановления после исключения определенных рисков. Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства области, Правительство области, Областная Дума, должны занять принципиальную позицию в вопросе предъявления требований к собственникам личных подсобных хозяйств, фермерам с низким уровнем биологической защиты (1,2 компартмент) по обеспечению ими такой безопасности, в случае не обеспечения безопасности решать принципиальный вопрос по таким хозяйствам, так как от их неблагополучия возможен значительный риск для крупных свинокомплексов, обеспечивающих свиноводческой продукцией не только регион, но и осуществляющих поставки в другие субъекты Российской Федерации, на экспорт. Ни в коем случае нельзя допустить ситуации, когда в случае дальнейшего распространения вируса АЧС в дикой фауне, в подсобных хозяйствах, вся Калининградская область может стать в целом неблагоприятной территорией в эпизоотическом отношении. Такая ситуация скажется и на бюджетной составляющей области; возможно появление социальной напряженности из-за возможного временного приостановления деятельности ряда предприятий. В настоящее время важно добиться разрыва эпизоотической цепи – дикая фауна, ЛПХ, фермерские хозяйства, антропогенный фактор, крупные свинокомплексы, то есть не допустить распространения вируса. Немаловажным остается вопрос по транспортному сегменту в случае неблагоприятной ситуации по АЧС. Важно на региональном уровне принять ряд нормативных актов по содержанию домашних свиней в личных подсобных хозяйствах, а также усилить взаимодействие с ветеринарными службами стран граничащих с областью.
Присутствующие активно участвовали в обсуждении вопросов отраженных в докладе, ими был задан целый ряд вопросов, на которые официальным представителем Россельхознадзора М.В. Цукановым, И.о. Руководителя управления А.А. Ивановым, заместителем Руководителя Управления В.И. Смирновым и начальниками контрольно-надзорных отделов управления даны исчерпывающие ответы на темы: функционирования ФГИС «Меркурий», определенных вопросах имеющих отношение к ее разработчикам для возможного учета ее практического применения в различных ситуациях при проведении оформления операций по продукции; проведение повторного обучения по ФГИС «Меркурий» с подключением специалистов Россельхознадзора в связи с новыми обновлениями системы, в том числе на площадке Торгово-промышленной палаты Калининградской области; оформления ВСД для транзита из региона через территорию Литвы в субъекты Российской Федерации, в Калининградскую область и транзит через другие страны ЕС; обеспечения биологической защиты от вируса АЧС; порядка применения ядохимикатов организациями на землях сельхозназначения (соблюдение порядка информированности населения; хозяйствующих субъектов; юридических лиц); порядка ввоза импортного посадочного и семенного материала; порядка рекультивации земель (хозяйства по разведению рыб); административной ответственности за неисполнение предписаний должностных лиц Управления (в предписаниях должны быть изложены реально выполнимые предъявляемые требования); и ряд других.
Кроме того, А.А. Иванов пояснил, что помимо поступивших вопросов непосредственно в ходе мероприятия, предварительно поступали вопросы по электронной почте, перечислил их, и по основным из них дал ответы (о деятельности ФГБУ «КМВЛ»: о международной аккредитации, сроках проведения исследований, исследований на фальсификацию продукции); об ответственности за нарушения требований земельного законодательства (собственники, арендаторы, администрации муниципальных образований, порядка рассмотрения материалов администраций муниципальных образований); порядка ввоза на территорию Российской Федерации турецких томатов.
Помимо ответов должностных лиц Службы, на вопросы хозяйствующих субъектов отвечали представители Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Калининградской области и Областной станции по борьбе с болезнями животных. Представители ряда хозяйствующих субъектов выразили признательность Управлению, ветеринарной службе области за положительное решение ряда поставленных практических вопросов.
Подводя итог публичному обсуждению И.о. Руководителя Управления А.А. Иванов напомнил присутствующим, что данная форма общения с хозяйствующими субъектами (подконтрольными лицами), смежными ведомствами полезна всем сторонам, пригласил на следующее публичное обсуждение.
В ходе проведения публичных обсуждений участниками заполнены анкеты с предложениями и замечаниями, которые позволят оценить состоявшееся мероприятие, совершенствовать механизм их проведения на регулярной основе. Материалы публичных обсуждений и итоги анкетирования участников будут размещены на официальном сайте Управления Россельхознадзора по Калининградской области в разделе «Публичные обсуждения».